...
Подход вишнуитов отличается от подхода представителей кашмирского шиваизма по двум важным пунктам. Они выдвигают теорию личного Бога, который пребывает в некой божественной обители, и управляяет, подобно верховному самодержцу, всеми небесными и земными обитателями, возвышая преданных Ему до статуса граждан Своих небесных владений. В кашмирском шиваизме такой Бог считается просто одним из многих высших божеств, управляющих на разных уровнях (таттвах), которые являются частью бесконечного внешнего проявления Абсолюта.
Другое важное отличие от мировоззрения вишнуитов состоит в том, то вселенная есть трансформированная сила Бога, который отличен от этой силы и Сам остается неизменным, в то время как кашмирский шиваизм утверждает, что Бог и его энергия едины. Шиваиты говорят, что Шива и Шакти - лишь два имени, данных трансцендентному и имманентному аспектам монистического Абсолюта,так что изменение или трансформация Шакти автоматически означала бы точно такую же трансформацию Шивы. Однако шиваиты считают, что не происходит никакой трансформации ни Шивы (трансцендентного), ни Шакти (имманентного). Скорее, объясняют они, иммманентный аспект Сознания ест ьвнешнее проявление внутренних, божественных энергий трансцендентного (Шивы)

Б.Н.Пандит